Третий Всероссийский научно-практический семинар для учителей общеобразовательных организаций, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся

На ФПКП РКИ РУДН состоялся третий Всероссийский научно-практический семинар для учителей общеобразовательных организаций, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся.

На семинар в онлайн формате 26 марта 2020 года собрались 32 участника, докладчики и слушатели, среди которых, по традиции, представители вузов, школ и других образовательных организаций России, Армении, Кыргызстана, Болгарии, Узбекистана, Германии и других стран. Российская география семинара включила Москву, Санкт-Петербург, Тулу, Армавир, Екатеринбург, Астрахань и др. Прозвучали выступления учёных ведущих российских и зарубежных вузов, педагогов из различных учебных заведений, школ Москвы, Московской области и Тулы (Программа семинара).

Ежегодный семинар проводится в рамках разработанного методистами ФПКП РКИ РУДН направления, связанного с обучением школьных учителей, которые работают с детьми мигрантов и новых соотечественников, и является мероприятием, где научная и педагогическая общественность обсуждает проблемы преподавания русского языка в поликультурных классах.

Семинар адресован специалистам в области преподавания русского языка, работающим в поликультурном классе. Цель – обмен опытом, приращение знаний, совершенствование профессиональных компетенций участников в области социокультурной адаптации обучающихся детей мигрантов, детей-билингвов средствами русского языка в урочной деятельности.

...
...

Тёплые слова в адрес участников мероприятия и пожелания успеха в его работе передали коллеги из Российской Федерации и зарубежья, постоянные члены Программного комитета ежегодного семинара, Лианна Бениаминовна Матевосян, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языкознания, типологии и теории коммуникации факультета русской филологии Ереванского государственного университета, Армения; Виктория Владимировна Красных, доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры общей теории словесности филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Дроздова Ольга Евгеньевна, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доцент кафедры методики преподавания русского языка института филологии Московского педагогического государственного университета. Радость участия – заочного – в семинаре выразила Маргарита Терзиева, доктор филологических наук, профессор, директор Учебно-информационного центра Университета им. п-ра А. Златарова, Болгария: «Уважаемые коллеги! Я с удовольствием принимаю предложение быть членом Программного комитета. Постараюсь вовремя отправить материал. Предпочитаю не высылать видеопоздравление, так как в Болгарии нет такой традиции в академической среде. Маргарита Терзиева».

С приветствием к коллегам обратилась Екатерина Львовна Кудрявцева, PhD (кандидат педагогических наук), научный руководитель международных сетевых лабораторий «Инновационные технологии в сфере поликультурного образования», ответственный секретарь правления Международного методсовета по многоязычию и межкультурной коммуникации при ОЦ ИКаРуС, эксперт федерального реестра научно-технической сферы РФ, руководитель портала http://bilingual-online.net (Германия).

В рамках дистанционного общения участники обсудили проблемы полиэтнической школы и пути их решения. Европейский взгляд на возможные пути решения названный проблем представили Веллингтон Перейра Карнейро, Старший советник по правовым вопросам УВКБ ООН, Гершинкова Юлия, ассистент по работе с общинами УВКБ ООН, в своём докладе «Русский язык как неотъемлемый элемент интеграции детей беженцев и лиц, ищущих убежище, в систему образования». Екатерины Львовна Кудрявцева подготовила для участников семинара не только видеовыступление, но и в качестве подарка – целый ряд интереснейших материалов, разработанных ею и её коллегами по теме «Сказкотека: технология перспективного чтения как основа формирования логического, критического и дигитального мышления».

О связи «школа – вуз» в аспекте русского языка как неродного/ иностранного говорили в своём докладе «Полиэтнический состав студентов младших курсов в российских вузах: проблемы и решения» Нелли Александровна Красовская, профессор кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого», доктор филологических наук, доцент, преподаватель колледжа при Тульском институте ВГУЮ (РПА Минюста РФ), и её соавтор, заместитель декана по учебной работе, старший преподаватель кафедры методики преподавания русского языка и литературы Джизакского государственного педагогического института им. А. Кадыри (Узбекистан) Ирина Мавлоновна Шарифова. Этой проблематике также посвятила своё выступление «Итоги онлайн-проекта для преподавателей РКИ Прикаспия» Ольга Владимировна Кряхтунова, кандидат филологических наук, доцент подразделения «Русский язык (основной факультет)» Института рыбного хозяйства, биологии и природопользования Астраханского государственного технического университета.

Модели и организацию обучения в образовательном пространстве полиэтнической школы представляли:

Особым направлением работы семинара стало обсуждение вопросов социализации и социокультурной адаптации детей мигрантов в урочной и внеурочной деятельности. Ход дискуссии задали Анастасия Андреевна Гагарина, учитель-дефектолог ГБОУ Школа 2120, с сообщением «Развитие связной речи у детей мигрантов с помощью изобразительных средств» и Елена Алексеевна Железнякова, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры межкультурной коммуникации Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, в своём выступлении на тему «Паремии на занятиях по русскому языку как неродному сквозь призму узбекского языка».

По ссылке доступны видеозаписи выступлений участников третьего Всероссийского научно-практического семинара для учителей. Приглашаем тех, кто не смог присоединиться к семинару лично, восполнить этот пробел и послушать сообщения участников в рамках актуальных направлений мероприятия, сделать свои маленькие и большие открытия в этой области знаний.

Ряд докладов был представлен в виде стендовых:

В этом году, как и всегда, особый интерес слушателей, среди которых были педагоги из Кыргызстана, ПМР, Узбекистана, Армении и ряда российских регионов, вызвали практикоориентированные доклады, в которых были даны конкретные рекомендации школьным педагогам разных предметных областей, показаны приёмы работы в полиэтническом классе.

Участники семинара отметили актуальность данного мероприятия, важность иметь площадку для обсуждения проблем преподавания русского языка и на русском языке в полиэтнических классах, обмена опытом, теориями, концепциями, выработки общих решений существующих в данный момент методических и организационных вопросов, также было выражено пожелание о регулярном проведении конференций и семинаров с подобной тематикой.

Были намечены подходы к выработке общих стратегий решения существующих в данный момент методических и организационных вопросов в рамках указанной проблематики.

По результатам работы семинара будет издан, размещён в e-library и индексирован РИНЦ сборник материалов, содержащий статьи участников мероприятия. Статьи принимаются до 25 апреля 2020 года.

Напоминаем требования к статьям:
Материалы для публикации просим присылать в электронном варианте в виде приложения к письму на e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (в теме сообщения указать – «Статья на семинар Дети») с указанием сведений об авторе (авторах) по образцу.
Образец указания сведений об авторе.
Балыхина Татьяна Михайловна – доктор педагогических наук, профессор, академик МАНПО, МАН ВШ, Нью-Йоркской Академии Наук, Российской Академии Естествознания, Лауреат премии в области образования России, научный руководитель факультета повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного, Российский университет дружбы народов, Москва

Условия публикации и требования к материалам:
Объем статьи - от 5-6 страниц в формате WORD (шрифт Times New Roman, кегль – 12, интервал – 1).
Абзацный отступ 1,25.
Поля стандартные (слева 3 см., справа – 1,5, верхние и нижние по 2 см.)
Нумерация страниц не допускается.
Ссылки в тексте оформляются в квадратных скобках, например: [1, с. 277].
Использование автоматических постраничных ссылок не допускается.
Оформление заголовка на русском языке:
- НАЗВАНИЕ СТАТЬИ – прописными, жирными буквами, выравнивание по центру – шрифт 12;
- через строку ФИО автора статьи полностью – шрифт жирный курсив, выравнивание по правому краю – шрифт 10;
– на следующей строке ученая степень, ученое звание, должность, место работы, город, страна (сокращения не допускаются) – шрифт курсив, выравнивание по правому краю – шрифт 10;
- на следующей строке E-mail – шрифт курсив, выравнивание по правому краю – шрифт 10.
Если авторов статьи несколько, то информация повторяется для каждого автора отдельно.
Через 1 строку – текст статьи – шрифт 12.
Через 1 строку – Список литературы. После нее приводится список литературы в алфавитном порядке, со сквозной нумерацией – шрифт 12.

Контакты

Адрес:
117198 г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 10, к. 3

Телефон:
+7 (499) 936 86 49

Email:
fpkprki@rudn.ru

Написать нам

Наши проекты в сети

Наши проекты в соцсетях